Как в Японии обстоят дела с трудоустройством наших иммигрантов с последующим видом на жительство? Как мигрантов принимает японское общество? А как поддерживает Правительство Японии?
Сегодня, в оживленном районе Уэно в центре Токио, улицы пахнут шашлыками из баранины с тмином, гамбургерами и кофе. На витрине магазина рекламируются финансовые услуги на более чем 20 языках, а в другом магазине рядом продаются корейские закуски, тайваньский газированный чай и пенджаби карри. В соседней традиционной японской закусочной группа молодых сенегальских мужчин болтает на волофе.
Подобные сцены могут быть привычными для жителей Нью-Йорка или Гонконга, но они гораздо менее распространены в Токио, городе, который никогда ранее не блистал космополитическим разнообразием.
Замкнутость, некая отгороженность Японии, начинает исчезать, поскольку страна продвигает радикальные иммиграционные реформы.
Рост иммиграции меняет имидж Японии с этнически однородного на умеренно разнообразный.
Статистика иммигрантов в Японии
Сегодня в Японии проживает почти 3 миллиона мигрантов из 126 миллионов населения. Это число в три раза больше, чем в 1990 году. И поскольку Япония борется с быстро стареющим населением и сокращением внутренней рабочей силы, она стремится увеличить это число и дальше.
В апреле 2019 года Токио провел историческую иммиграционную реформу, расширив визовые программы, чтобы позволить более 345 тыс. иностранных рабочих иммигрировать в Японию в течение следующих пяти лет.
Низкоквалифицированные рабочие смогут проживать в Японии в течение пяти лет, в то время как иностранным рабочим с профессиональными навыками будет разрешено оставаться на неопределенный срок вместе с членами их семей, что позволяет предположить, что многие из этих рабочих могут остаться навсегда.
Иммиграция в Японию и количество иностранных рабочих в стране неуклонно растет с 2013 года, когда правительство расширило программы стажировок для привлечения сотен тысяч временных мигрантов. В 2017 году Япония упростила иммиграцию квалифицированных иностранных рабочих, приняв новый закон об ускоренной процедуре.
В какие регионы Японии едут на постоянное место жительства иностранцы?
Большая часть иммиграции происходит в небольшие промышленные города по всей стране, такие как Симукаппу в центре Хоккайдо и Оидзуми в префектуре Гунма, где мигранты составляют более 15 процентов местного населения. В преимущественно сельской префектуре Мие, к востоку от Осаки и Киото, иностранная миграция обратила вспять многолетнюю потерю населения.
В Японии не хватает рабочих рук
В связи с тем, что в последние годы безработица стабильно ниже 3 процентов, даже после пандемии работодатели все чаще бьют тревогу по поводу нехватки рабочей силы. В прошлом году впервые в истории Японии было доступно больше рабочих мест, чем количество соискателей работы во всех 47 префектурах Японии. Иммиграция теперь рассматривается как наиболее очевидное решение этой демографической проблемы.
Однако вместо того, чтобы просто ослабить иммиграционные ограничения в целом, Япония разработала уникальную программу индивидуальной иммиграции, основанную на конкретных запросах работников из разных стран в конкретные отрасли.
Япония заказывает рабочую силу в 14 секторах, где они наиболее необходимы, включая медсестер и работников по уходу, судостроителей, сельскохозяйственных рабочих, автомехаников, а также работников рыболовства и строительства.
«Важно понимать, что правительство провело эти реформы не для того, чтобы изменить японское общество, а для того, чтобы поддержать японское общество», - сказал Эйдзи Огума, социолог и историк из Университета Кейо в Токио, который большую часть своей профессиональной жизни посвятил исследованиям и написанию статей об иммиграции и японской идентичности.
Но, учитывая, что последний законопроект позволяет квалифицированным иностранным рабочим подать заявление на постоянное место жительства и, в конечном итоге, на японское гражданство, он может сделать больше, чем просто поддерживать общество.
«Больше рабочих попытаются остаться здесь навсегда», - сказал Огума. «Так что, даже если законопроект не предназначен для изменения Японии, он определенно может изменить японское общество в долгосрочной перспективе».
Существует ли риск дискриминации в Японии для иммигранта?
- Случаи притеснения и дискриминации в основном касаются мигрантов из Филиппин и Таиланда.
Многие иностранные рабочие уже вынуждены работать сверхурочно, получают меньше заработной платы, а некоторые работодатели забирают у них паспорта и проездные документы. Горничные и работники по уходу из Филиппин регулярно сообщают, что с ними ужасно обращаются клиенты, которые плюют на них, бьют их и используют расистские оскорбления. А группа активистов «Сеть солидарности с мигрантами в Японии» отмечает, что некоторые фабрики в преимущественно сельской префектуре Гифу ввели отдельные ванные комнаты и раздевалки для местных и иностранных рабочих.
С иностранными рабочими плохо обращались в Японии на протяжении десятилетий. Согласно недавнему анализу правительственных данных Japan Times, вероятность смерти участников программы стажировок в Японии более чем в два раза выше, чем у их японских коллег. В прошлом году правительство Японии пообещало создать 100 консультационных центров по всей стране для решения проблем жестокого обращения с рабочими-мигрантами и стажерами.
Некоторые из этих проблем были решены, когда в декабре 2018 года был принят новый закон об иммиграции. В парламенте поднимались вопросы, касающиеся социальной интеграции и трудовых прав.
Повлиял ли Ковид на иммиграцию?
Конечно же, в период великой пандемии, которая началась в 2020 году во всем мире, этот процесс приостановился, но уже в 2021 году начал вновь обретать тенденцию роста.
Трудно строить предположения о политических последствиях пандемии COVID-19. Однако, благодаря огромным расходам на стимулирование экономики и надежной универсальной системе здравоохранения, Япония довольно хорошо пережила пандемию. Безработица в апреле составила 2,5 процента.
Несмотря на свою репутацию изолированной и ксенофобской страны, Япония стала особняком в мировой политике, показывая, что рост иммиграции возможен без массовой негативной реакции местного сообщества.
- Исследование для этой статьи частично финансировалось Фондом Швеции и Японии.
- Мартин Гелин - журналист и писатель из Нью-Йорка.